• Дорогой гость!

    Приветствуем Вас на творческом форуме для начинающих писателей и ролевиков «Хьёльм»!

    Наш проект призван объединить текстовиков различных направлений: ролевиков, писателей, создателей вымышленных миров и не только. Мы выступаем за прогресс и развитие ролевого сообщества. Во главу угла мы ставим уважительное отношение ко всем пользователям, а также активное взаимодействие с новичками: например, мы активно приглашаем начинающих ролевиков из социальных сетей для освоения здесь.

    Более подробную информацию о Хьёльме можно посмотреть в теме Навигации. На форуме также имеется уникальный проект «Ролевая энциклопедия» – где каждый администратор относительно долго существующего и стабильного проекта сможет создать вики-страницу о нем, раскрыв там основные вехи истории, а также расписав популярно организацию ролевой.

Пара слов о фэнтези

Locci

Полустранность
Команда форума
Уровень
0
 
Сообщения
1 337
Реакции
346
Баллы
178
Награды
3
Фэнтези - направление современного искусства, существующее в относительно оформленном виде с середины XX века, однако, спустя столько времени так и не получивший строгого определения, ёмко отражавшего бы его обособленность от других направлений. Когда я говорю на данный момент литературное слово, определение, заимевшее своё место в словаре, но ещё лет десять, а то и семь назад исправно подчёркивалось как неверное всеми уважающими себя текстовыми редакторами "фэнтези", я представляю некий сконструированный воображением иной мир с действующими в нём иными законами, изучением которых произведение занимается ничуть не менее внимательно, чем раскрытием истории. Однако, если бы меня попросили дать конкретное определение, я не уверен, что смог бы это сделать.

Однозначно можно сказать что фэнтези - это направление фантастики. Однако, под широкое понятие фантастики попадает значительное число направлений, построенных на какой-либо невозможной сверхъестественной составляющей, включая пресловутые сказку и мистику, с которыми у фэнтези всегда были очень близкие отношения. Некоторые источники указывают на то, что фэнтези активно использует элементы реального фольклора, буквально основывается на них. Например, такое определение даёт Академик.ру:
Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.
Лично у меня сразу возникает логичный вопрос: а сказка? Разве сказка, детское фантастическое произведение, рождённое из народных преданий, не является тем самым "использующим фольклор"? Явно является. По данным того же Академика:
Сказка (нем. Marchen, англ. tale, франц. conte, итал. fiaba, серб.-хорв. pripovijetka, болг. приказка, чешск. pohadka, польск. bajka, белор. и укр. казка, байка, у русских до XVIIв. баснь, байка) — рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т.е. представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением.
Исходя из этого, использование мифологических (а, следовательно, и фольклорных) элементов достаточно условный критерий, когда дело доходит до разграничения этих двух литературных форм. Тогда что же является?

Давайте снова обратимся к вышеупомянутой статье на Академике:
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
В этом фрагменте я нащупываю то, что в действительности определят фэнтези, как направление искусства: построение гипотетических, зачастую не привязанных к реальному, миров, законы которых не обязаны подчиняться реальной науке, а элементы фантастического вписаны в норму самого его существования.

На мой взгляд, достаточно разумные особенности, присущие жанру, поднимает эта статья: В прочем, в остальном она лишь приводит клишированную классификацию, на мой взгляд, не имеющую большого смысла...
К жанровым чертам фэнтези относятся:
  1. Атмосфера волшебства или сказки, в основе которой находится тайна или загадка, связанная с необыкновенными явлениями, героями, битвами или магическими предметами.
  2. Несуществующие в реальности существа или предметы. Или необычные с виду, или наделенные необыкновенными способностями, – например, говорящие звери, ожившие деревья, драконы, упыри, единороги, духи природы и иже с ними.
  3. Необъяснимая сила – или пропитывающая мир, или сконцентрированная в обычных с виду явлениях (например, живая и мертвая вода), в людях (чародеи, прорицатели, ведьмы) или в предметах (магические посохи, шапки-невидимки и прочие артефакты).
  4. Существование нереального мира. Или самого по себе (например, другая планета, вымышленный мир, альтернативная реальность), или выдуманного мира в мире реальном (например, мифический Олимп, заколдованное королевство, страна Оз), или невидимого мира, который чувствуют лишь посвященные (например, мир духов и привидений).
  5. Знания, выходящие за пределы реального, разумного, логического или научно обоснованного (характеристика системы магии, национальных особенностей новой расы, псевдонаучных открытий или изобретений).
Как мне кажется, только при наличии всех пунктов, с небольшими изменениями, одновременно, в той или иной мере, произведение можно отнести к фэнтезийному. Как вы можете видеть, никакой привязки к условному средневековью (которую я успешно вырезал и во всех остальных использованных фрагментах), мифологии и иному фольклору здесь нет. И не должно быть по определению. Зато есть другая, немаловажная часть: атмосфера волшебства и сказки, а точнее - таинственной неизведанности нового удивительного мира. Именно это ощущение особенно ценно, и именно оно чаще всего фигурирует в впечатлениях читателей о хорошем фэнтези, наряду с чувством, подаренным непосредственно качеством истории.

Подводя черту под вышесказанным, я всё таки попробую дать определение фэнтези, как направлению искусства:

Фэнтези - жанр фантастического произведения, основанный на следующем рядом особенностей:
  1. Постулирование некоторого гипотетического, фантастического мира, отличного от реального и работающего по некоторым иным законам. Основные фантастические допущения для подобного мира должны являться не чем-то разовым, а системным проявлением этих самых законов.
  2. Атмосфера таинственности и неизведанности мира, раскрытие его особенностей наряду с развитием сюжета.
  3. Исходя из предыдущего пункта: наличие некой системы знаний, описывающей этот мир и выходящей за пределы реально возможных законов.
Думаю, подобная форма хорошо отражает обширность самого понятия фэнтези. Конечно, стоит понимать, что с лёгкой руки Профессора и его последователей, у подавляющего большинства людей фэнтези ассоциируется с околосредневековым сеттингом, в котором фигурируют видоизменённые представители основных крупных мифологий мира (в основном, скандинавской и греческой, однако периодически можно встретить, например, арабских джинов, христианских ангелов и демонов (в их вовсе не религиозном, а самом что есть мифологическом представлении) и тд). Для простоты, предлагаю ввести термин классическое фэнтези, для обозначения данного жанрового шаблона.

Т.н городское фэнтези - небольшая ниша фантастических произведений, базирующаяся не на построении полноценно нового мира, а на условном расширении имеющегося по принципу мистических произведений, т.е. "удивительное рядом, но нам оно запрещено. Было. А теперь вот увидели и скрываемся от остального мира вместе с новыми друзьями". Я не склонен относить эту нишу к полноценному фэнтези за редким исключением. Например, Насуверс настолько сильно издевается над метафизикой этого самого реального мира, что удивительно, почему при таких изменениях, действие всё ещё происходит в подобии реальной Японии. И миры, вроде Гарри Поттера, жёстко привязанные к реальным местам и обстоятельствам, пусть и интерпретирующие их немного иначе, в эти исключения не входят.

Да, я только что сказал, что Гарри Поттер не фэнтези.
 

Akhorahil

파티 리더
Команда форума
Уровень
0
 
Сообщения
2 561
Реакции
-243
Баллы
76
Очень краткое определение. Вообще, оно здесь сделано ну совсем уж для людей не в теме. Однако из-за того, что оно далеко не исчерпывающе, логично, что может возникать путаница. А Академик ещё и достаточно авторитетный ресурс. Meh. О сказке там куда подробнее расписано.
Например, такое определение даёт Академик.ру:



ввести термин классическое фэнтези, для обозначения данного жанрового шаблона.
То есть классическое, это как раз на средневековье?

Да, я только что сказал, что Гарри Поттер не фэнтези.
Ну... А что тогда гп, это фантастика, но какая тогда? Если допустить, что мир там альтернативный, как в том же насуверсе. К тому же магический мир там вполне проработан куда детальней, чем в городском фэнтези.

, я всё таки попробую дать определение фэнтези, как направлению искусства:
Тогда ЗВ - это фэнтези?
 

Locci

Полустранность
Команда форума
Уровень
0
 
Сообщения
1 337
Реакции
346
Баллы
178
Награды
3
Последнее редактирование:

Akhorahil

파티 리더
Команда форума
Уровень
0
 
Сообщения
2 561
Реакции
-243
Баллы
76
Вот во вахе я нашёл в Википедии определение :

Стиль мира вселенной Warhammer 40,000 близок к футуристически-готическому фэнтези.

Однако факт, что вселенная вахи как бы продолжает историю реального человечества, что там есть Терра - Земля - этот факт уже относит её не к фэнтези чи как?
 

Locci

Полустранность
Команда форума
Уровень
0
 
Сообщения
1 337
Реакции
346
Баллы
178
Награды
3
Вот во вахе я нашёл в Википедии определение :



Однако факт, что вселенная вахи как бы продолжает историю реального человечества, что там есть Терра - Земля - этот факт уже относит её не к фэнтези чи как?
Нет, ведь не смотря на то, что во вселенной Варрхаммера существует Земля, он все равно строит отдельную, значительно отличающуюся даже в фундаментальных вопросах, вселённую.
 

Akhorahil

파티 리더
Команда форума
Уровень
0
 
Сообщения
2 561
Реакции
-243
Баллы
76
в фундаментальных вопросах, вселённую.
Но там как бы и обозримая Вселенная наша берется как база и видоизменяется. А не совершенно новая придумывается.
 

Locci

Полустранность
Команда форума
Уровень
0
 
Сообщения
1 337
Реакции
346
Баллы
178
Награды
3
видоизменяется
Нюанс кроется в этом слове. Имеющиеся видоизменения, насколько я понимаю, противоречат (а не расширяют) объективной действительности, вводя фундаментальные допущения и ряд иных законов.

Хотя доверять Википедии в определении жанровых принадлежностей в любом случае не приходится...
 
Последнее редактирование:
Сверху