Летопись Айрельского Монастыря. Ботманлендское правление Этельвульфа Фрегнана.
Варяги: чужеземцы в истории становления нового Ботманленда
В те мрачные года, когда Третья Ванландия раскололась, клан Ворона начал свою кровавую междоусобицу. Кланы поменьше и иные, не достойные упоминания, прибегли не только к услугам мортров, что стало в Ванландии доброй традицией. Народ подустал воевать друг с другом, и князья с эрлами стали искать помощи извне. Тогда к ним на помощь, а может и на звон монеты, пришли варяги.
Никто не сможет назвать единую точку, откуда прибывают варяги, поскольку эти представители лесных народов едут отовсюду. Их влечёт жажда золота и хорошей драки, и горе тому, кто окажется на их пути. Варяги хорошо вооружены и обучены многочисленными схватками. Им серьёзно недостаёт общей сплочённости, но тот, кому удастся починить их своему командованию, получает грозные пехотные отряды, пригодные для множества задач на поле боя.
История Варяжской Дружины берёт свое исчисляемое начало в землях Ботманленда, когда началась борьба Этельвульфа Фрегнана, сына Годвине Безумного, против узурпатора Эдгита Медведя. Юный княжич начал свою борьбу в землях Делвинга, где он нашёл тюра по имени Магни, верного сторонника старого короля. Людей у Магни было немного, и не все они были готовы выступить против действующей власти, державшей в своих руках казну и войско. Тогда старый тюр предложил Этельвульфу обратиться с призывом к варягам - собрать из них воинство и повести его на приступы оккупированных городов и крепостей. Князь согласился и воины начали приходить со всей Ванландии, где для них не нашлось достойного дела.
В первый бой Варяжская Дружина вступила под командованием сразу двух своих воевод: богатырей Лада и Беляны. Атака на Делвинг началась с наземного приступа, в то время как плоты, набитые кровожадными варягами, сплавлялись по Трафту и вступали в бой на территории порта. Это решение определило ход осады: защитники не смогли разделиться и оказались меж двух огней. Их всех перебили, а варяги принялись грабить богатые торговые кварталы. Этельвульф был настроен решительно против. Он отдал приказ остановить грабёж своих подданных. Беляна, ведший крупный отряд, резко воспротивился такому решению и вызвал князя на бой в тинге. Не без труда, но Этельвульф одолел варяга и занял пост предводителя его воинов.
Очень быстро сказалось несколько факторов, из-за которых варяги под началом иноземца начали роптать. Тогда бразды правления юный принц передал Ладу, который оказался посговорчивее. Лад был не таким бездумно храбрым, как его почивший соратник, но отличался смекалистым умом. Он быстро сообразил, к чему может привести эта война, и присягнул Этельвульфу на верность. Расчёт оказался верным. Варягам не досталось привычного разграбления, но зато они получили щедрый подарок из захваченной в городе казны Эдгита. В эти дни Дружина стала понемногу отходить от своей привычки грабить и сжигать: они стали больше ориентироваться на королевскую плату.
Но кроме денег варяги уважали честь и силу. Это сыграло на руку Этельвульфу, когда он победил Эдгита на тинге в городе Данкастшир, но был обманут и оказался в засаде. В этот момент именно варяги пришли на выручку своему новому правителю и спасли его из лап предателей, презревших священные законы тинга. После этого последовал короткий, но очень кровавый городской бой. Варяжская дружина потеряла треть своих людей убитыми и столько же ранеными, но город был взят. И снова последовали щедрые откупные, чтобы удержать буйных воинов от грабежа и мести за товарищей.
После этой победы к молодому Этельвульфу стали прибывать тюры - местная ванская знать, держатели земли. Они поверили в то, что княжичу под силу свергнуть узурпатора, и к силам повстанцев присоединилась ещё одна мощная сила: Тюрская Гвардия. Как ваны, они сразу приобрели большой почёт и уважение в войске, и это едва не рассорило Этельвульфа с Варяжской Дружиной, бывшей с ним с самого начала войны. Большого труда стоило ему и его приближённым укротить буйный нрав варягов. Чтобы закрепить их совместные отношения, варяги вместе с тюрами пошли на приступ Карвернона, богатого города на юге страны.
В этом штурме Этельвульф был тяжело ранен, и Лад вместе с его лучшими воинами прикрывали отход князя. Варяги, оставшиеся без единого руководства, после взятия стен обрушились на город, где учинили кровавую резню воинов Эдгита и большой грабёж. Когда Этельвульф пришёл в себя, он сначала ужаснулся, а потом пришёл в ярость. Каждый пятый варяг был казнён, каждый третий - высечен перед войском, а всё взятое при штурме - роздано назад. После этого варяги больше не осмеливались на подобные шаги, во всяком случае в Ботманленде.
Варяжская дружина сыграла свою последнюю роль в гражданской войне когда войска княжича штурмовали Тауншип, где укрылся предатель Эдгит. Тяжёлый бой, обошедшийся большими потерями, обернулся большой удачей, когда один из кланов узурпатора бежал с поля боя. Варяги окружили их в лагере и послали гонца к Этельвульфу с маленькой просьбой. Получив ответ, они разбили остатки кланового войска и разграбили лагерь. Варяги всё ещё любили грабеж - но ещё больше они полюбили не гневить молодого короля, который в совершенстве овладел древним варяжским искусством кнута и засохшего пряника.
После этого варяги не разошлись, как они обычно делали после успешного военного похода. Время показало, что их новый владыка щедр на подарки и не скупится на кулаки для обидчиков. Кроме того, он не обращался с иноземцами как с простыми наёмниками. Многие из варягов заняли место в личной охране Этельвулфа, иные удовольствовались златом или иными дарами от короля. Ванам и тюрам в королевском войске было приказано обращаться с иноземцами как со своими братьями по оружию. Поэтому, когда Лад объявил дружине, что они остаются в Ботманленде, его слова были встречены бурным одобрением. Под началом Этельвульфа им в будущем виделось золото и честная битва, выпивка и девки: в общем, всё, что нужно любому порядочному варягу.