ПП1: Привычный созыв люда земли Полоцкой на Общеполоцкое вече в этот раз, помимо колокольного звона, сопровождался рокотом ратных рогов, что предвещало особенность грядущего вечевого схода. Сход открыл сам Изяслав, огласив, что молва его с матерью, с одной стороны и великим князем Владимиром с другой, в Киеве, прошла ладно, как и у доверенного человека, посылаемого в Царьград. В тоже время, он огласил, что великий князь Владимир, отец его, призывает землю Полоцкую, подсобить на юге, во борьбе с печенегами, зарящиеся на добро данных земель и в дальнейшем, могущих стать угрозой для благополучия не только Красной Руси, однако ж, и для земель полоцких. В случае одобрения люда земель Полоцких, княжья дружина во голове с князем отправится на помощь великому князю Киевскому в борьбе с печенегами окаянными. Регентская Рада понимает все риски вывода княжьей дружины с полоцких земель, посему, она подготовила ряд предложений, по поводу.
Перво-наперво Горислава от лица Регентской Рады предлагает провести
административно-территориально-войсковую реформу. По которой:
1) Территория земли Полоцкой, за исключением городов и прилегающих к ним земель, будет поделена на первичные административно-территориальные единицы –
Сотни. Являющиеся, по факту, преобразованием и распространением практики сборов
Сельских вече на всю территорию Полоцкой земли, с закреплением за ними функций помимо местного самоуправления и суда, так же гарнизонной и мобилизационной. Сотня, как первичная административно-территориальная единица будет включать в себя несколько недалеко расположенных
вервей, на территории,
около 100 саженей. Из которых будут избираться представители на
Сотское или
Сельское вече. В каждой сотне, на Сотском вече будут выбирать
сотенных гласных, которые будут образовывать
Скотскую раду и принимать решения коллегиальным образом, большинством голосов. Во главе Сотской рады будут стоять по два предводителя —
сотенные старшины, избираемые на Сотском Вече, к ним, так же, может добавляться
вечевой посадник (по аналогии с вечевыми радами в городах, однако, с бОльшими полномочиями, так как тут, он приравнивается к рангу сотенного старшины), от
Общеполоцкого вече, если Сотня большая по численности (является или становится).
Сотские вече будут решать вопросы об обороне и сборе ополчения с обозом, судебные дела, земельные споры, организации общих земельных, строительных, заготовительных и иных работ и другие вопросы, касающиеся жизни и благосостояния местного населения.
Решение конкретных вопросов организации обороны, подготовки и сбора ополчения с обозом, войсковой организации, ремонта и ковки вооружения и брони (организация соответствующих кузниц и мастерских в вервях сотни, на добро, собранное в складчину, либо, на дотации, полученные от
Общеполоцкого вече или
Регентской Рады/Князя), способствование решению судебных дел мелкого, невечего или Общеполоцкого и Княжеского дела, а также, исполнение воли и решений Сотских вече войдёт в обязанности
Сотской рад.
В зависимости от
расположения и численности будут выделять три группы
сотен:
100 и более человек (большие сотни),
50 и около человек (средние сотни),
25 и менее человек (малые сотни).
Чем меньше сотня – тем меньше к ней будет требований, особенно, по войсковой части.
Право представительства на
Общеполоцком вече будут иметь только
стабильно большие сотни, выставляющие достаточное число ополченцев, либо же, стабильно платящие достаточно большое число дани. Во всяком случае, количество вечевых представителей, посылаемых от Сотских вече будет ограничиваться одним-двумя людьми (зачастую одним). Православные сотни получат преимущество в получении дополнительных представительских возможностей.
2) Ранее создаваемые
специализированные верьевые сети входят в сотни косвенно, в сходах Сотских вече имеют
совещательные голоса, так как они и так имеют своё представительство на Общеполоцком вече.
Они освобождены от требований выставления отрядов воев в Народное ополчение, так как у них другие обязанностей хватает - в первую очередь, обеспечение ближайших городов и сотен в которых они находятся сооружением и снаряжением, а помимо прочего и сельскохозяйственными или ремесленными инструментами.
3) В состав
Сотской рады будут входить
ратные воеводы (сотские), избираемые на Сотских вече, либо же, ими будут назначаться
вечевые посадники, отправляемые
Общеполоцким вече, коли будет на то
указ Регентской рады/Князя. В обязанность
ратных воевод (сотских) будет входить командование, а также руководство подготовкой и сбором ополчения сотни.
Сотские больших сотен и в ряде случаев
средних сотен с руководимыми ими сотнями (как первостепенными военными единицами) будут отправляться в качестве поддержки княжьей дружины или в состав
Народного ополчения земли Полоцкой. То есть, осуществлять оборонительную/наступательную деятельность помимо ближайших к сотне территорий.
Сотские содержатся Сотским Вече, которое определяет меру вознаграждения для них, в случае участия Сотского и его сотни в походе, он и его подразделение могут рассчитывать на
«кормление» не только обозом, собранной своей сотней, но и обозами вышестоящих войсковых единиц или обозов княжьих иль старших воевод, при согласии командования последних. Сами Сотские в случае долгих походов могут переводиться на содержание княжества.
4)
Тысяцкие в городах, возглавляющие
городские ополчения –
тысячи, так же, в ряде случаев, с частью тысячи могут пополняться в состав
Народного ополчения земли Полоцкой. При этом,
минимум одна-две сотни должны оставаться в качестве гарнизона. Их функции аналогичны функциям Сотских, за отличием того, что они осуществляют свою деятельность в условиях городов, посему, на них ложатся обязанности обеспечения обороноспособности городов.
Тысяцкий и тысяча в случае участия в походах так же может рассчитывать на пополнение не только из свойских обозов, но и княжьих/старших воевод, при согласии последних. В случае участия в походах, они переводятся на княжье содержание.
5) Сотские с сотнями, входящими в
Народное ополчение земли Полоцкой, собираются под знамёна ближайших тысяцких с их тысячами, так же входящими в Народное ополчение, выполняя их приказы. Тысяцкие подчиняться приказам князя/Регентской рады или старших воевод, назначенных им/ей.
6)
Тысяцкие пяти крупнейших городов, старшие воеводы и
войсковые советники из приближённых Гориславы формируют
Княжий войсковой круг, который поможет молодому князю принимать обдуманные решения, прорабатывать стратегию и осуществлять общий контроль над различными войсковыми единицами и войском в целом. В повинности круга, кроме прочего, входит организация снабжения княжьей дружины иль отдельных войсковых единиц народного ополчения, коль то требуется, заготовка обозов старших воевод, да Князевых. Тысяцкие городов участвуют Княжьем войсковом круге в военный час, аль при запросе их участия со стороны остальных членов круга.
Таким образом, за
Народным ополчением официально закрепляется роль основной боевой силы княжества, нынешняя доктрина намечает максимизацию его численности и минимизацию урона ополченческой мобилизации для экономики, с улучшением качества подготовки, вооружения, снаряжения и координации значительного числа войсковых единиц.
ПП2: Для поддержания спокойствия, мира и справедливости на землях полоцких, Регентская Рада предлагает закрепить следующие положения:
- Язычники получают свободное право организации своих капищ за пределами городов и окружных земель, при условии, что сход жителей верви, на земле которое оно будет воздвигнуто, одобрят данное действо. Аналогичное правило действует и для церквей, однако, решением Общеполоцкого вече право на строительство может быть выдано на то.
- Христиане и в частности проповедники повинны отказаться от насильственных методов крещения и нападок на языческое население.
- Христианские и языческие верви, члены которых убивают волхвов иль священников, разоряют капища иль жгут церкви Господни лишаются прав представительства на Сотских вече на 5 лет, на вервь налагается штраф, в пользу языческой верви иль церкви да князя, помер которого определяется от меры содеянного зла. А люди, учинившие данные действа, лишаются воли сроком минимум на 15 лет и отправляются на прокладывание волоков, а потом на добычу крицы болотной, содержаннем их ведают Менские, Новгородские иль Оршанские острожники.
- Меру содеянного зла устанавливается двусторонним судом, он же помимо основных наказаний может вводить дополнительные иль смягчать приговор.
- Двусторонний суд состоит из трёх волхвов и трёх христианских священников ближайших языческих вервей/церквей, главенствуют на суде вечевой посадник города, в котором проводится суд и княжий человека, посылаемый Князем/Регентской Радов.
- В случае не достижения консенсуса, решение по делу принимает Князь/Регентская Рада. Либо, в крайнем случае, княжий человек.
- Запрещается проводить какие-либо человеческие жертвоприношенческие обряды. Минимальные наказания и способы определения меры зла аналогичны вышеуказанным.
- Запрещается самопродажа в рабство и обращение в рабство должников, не способных выплачивать ссуду иль иные условия кабалы. Данные меры заменяются переводом данных людей в стан княжьих рядовичей, с одновременным переводом их на ростовую кабалу, по которой будет уплачиваться процент по долгам, деньгами или натурой. По итогам выплаты долгов, ряд прекращается.
- Взятие в жёны рабынь отныне не делает рабом, однако, взятие рабыни в жёны налагает на взявшего обязательство её выкупа на основе ростовой кабалы или сразу.
- Запрещается взятие в рабство «без ряду» (без оговорок - зачем, почему).
- Все славяне, анты иль балты взятые в рабство нижеуказанными образами выкупаются князем и получают волю, с правом возвращения в свои верви и города, коль жили на земле Полоцкой, остальным же, предлагается:
- Переселиться в Чёрную Русь (поучаствовать в её освоении, с правом освобождения от дани на лето, не считая данного, после чего, следующие два лета платится в половинчатом объёме, а далее в обычном).
- Взять ряд на зиждении волоков или иным зиждителем.
- При наличии ремесленного опыта, получают право поселения в любой верви, что готова его принять.
- При наличии войскового опыта, получают право присоединения к походу княжьей дружины, в составе отдельных сотен, снаряжаемых за счёт князя (в дальнейшем, им предоставляется возможности и прошлых категорий), если, конечно, Общеполоцкое вече одобрит участие в походе против печенегов.
12. Парушенне данных положений аб рабстве, карается штрафам в таком размере покупки данного раба, причём, половина данного штрафа идёт в пользу княжества, а иная, тому, кого пытались продать. И так за каждого человека.
Дабы утвердить данные положения, предлагается высечь их на валунах и расположить их в крупных городах княжества, людям, прибывшим от вервей сельских, будет наказано из уст в уста передать надлежащие положения.
ПП3: Горислава поведала об достигнутых договорённостях с варяжским королём, в сфере торговли, в частности, об организации нового торгового пути, а скорее,
ответвления к пути из «варяг в греки» через Нёман, Западную Березину и Березину в Днепр, а там, как по классическому пути. После чего, один из зиждителей, приглашённый Регентской Радой, огласил проект
строительства двух волоков – один от Западной Березины в Свислочь, второй же, от одного из притоков Западной Березины, опять же, к Свислочи. Волоки будут вымощены брёвнами срубленных при расчистке местности под волок, оставшаяся древесина будет сплавлена вниз по течению Западное Березины и Нёмана, как материалы для
строительства поселений в Чёрной Руси. Для осуществления работ будет привлечено население ближайших вервей, а также жители и особенно, зиждители Менска и Новгородка, так как они заинтересованы в создании тут волоков, так как это обеспечит повышение интенсивность товарооборота в регионе, что позволит местному населению в большем объёме менять свои товары, либо же выменивать купеческие. Для строительства будут так же наниматься дреговичи, живущие вниз по течению Березины, так и балты, живущие вниз по течению Нёмана. О прочих источниках «рабочих рук» упоминалось выше. Руководство и передовую группу зиждителей составят византийско-болгарско-полоцко-новгородские зиждители, собираемые Регентской Радой.
ОД1: Регентская Рада принимает меры по увеличению производительности сельского хозяйства с помощью
расширения применения тягловой силы. Снаряжаются караваны для мена и перегона скота.