Долгое время статус людей, живущих земледелие был не понятен. С одной стороны в стране было сильно кочевое наследие тюркского каганата и по степям. С другой стороны – енисейские кыргизы оседлый народ, не гнушавшийся земледелием, в стране выращивались съедобные и даже ткацких культуры! Тюркская аристократии кривилась от одной мысли от землепашестве, и конные же кыргизы не видели в этом ничего дурного. Несмотря на различающиеся отношения к этому ремеслу, каган не мог не признать значимость «безоконных».
«Спесь в котёл не кинешь, коня не накормишь, на хлеб не намажешь. И что самое главное – армию не прокормить!»
Посему каган решил закрепить законодательно статус землепашцев и немного обезопасить свою страну от нехватки еды. Ныне он сидел в зале, поедая сыр и обдумывая свои будущие слова. В молчаливо ожидании сидел писарь, боясь даже пискнуть.
- Пиши.
Слово Каганово о землепашцах и прочих, живущих с земли.
Долгого времени порядка не было порядка с людьми, кочевьями не живущими и ремеслом не занятые. Имя сём людям – землепашцы, ибо чтоб животы свои набить вынуждены землю бранить и засеивать, да жать. Многие воины кривятся от одной мысли об сие процессе кривятся, аки от боли зубной, однако хлебом, пивом и просом не брезгующие, одежды тканевые носящие, хотя именно землепашцами сие дано. Посему Каган решил на бумаги сей вопрос решить.
Землепашцами именуются люди, с земли питающиеся и кочевьем не живущие. Делятся оные на вольных и не вольных, далее в документе их обязанности и права расписаны буду.
Вольными землепашцами именуются люди вольны и свободные, по воле своей на землю осевшие и с неё живущие. Сие люди облагаются налогом в три десятых от собранного урожая либо иной налог. Вольны сами продавать зерно и прочие продукты земли приезжим путникам и торговцам без уплаты податей. Решившие же самостоятельно продать на рынке обязаны будут мы-то выплатить в казну в виде одной десятой выручки.
Не вольными же землепашцами зовут я рабы, посаженные на землю каганом либо людьми его, что право на то имеют. Сие рабы обязаны отдавать каган аль людям его половину урожая. При продаже же путникам али заезжим торговцам выплатить должны две десятых от прибытка кагану в казну.
Помимо вольных и невольных есть люди служивые, с особыми привилегиями и обязанностями.
Старостой именуется вольный аль невольных человек, на землю каганом посаженый. Освобождён оный и двор от налог с урожая полностью, однако за это службу кагану несущий. Обязан он контролировать, дабы не обманули землепашцы кагана и учёт урожаев вести, да кагану отправляющий, посему грамоте и счёту обучен быть должен.
Кузнецом деревенским именуется вольный аль невольных человек ремесла кузнечного, на землю каганом посаженый. Освобождён оный и двор его от налог с урожая полностью, однако за это службу кагану несущий. Обязан он изготовлять аль чинить по просьбе землепашцев инструменты, забирая себе только одну десятой дохода чистого за услугу, остальное же в казну идёт кагана. В время же свободное обязан он кольца кольчужные изготавливать, по одной десятой от цены после вычета расходов из казны получать.
Лекарем деревенским именуется вольный аль невольных человек ремесла лекарского, на землю каганом посаженый. Освобождён оный и двор его от налог с урожая полностью, однако за это службу кагану несущий. Обязан он лечить от хворей, болезней и ран население деревенской да животину, забирая себе только одну десятой дохода чистого за услугу, остальное же в казну идёт кагана.
Десятником деревенским именуют я воин, кагану служивший, да на землю решившие сесть. Оный, двор его и ещё 3 двора от налога с урожая освобождены, взамен же обязаны предоставить, обучить, снарядить и кормить 10 воинов (помимо десятника) . Снаряжение же, кое они должны иметь оружие, коим должны владеть: доспех набивной, кольчуга, шлем шишак с полами и открытом передо, щит, копьё, 4 джита, чекан. Покупка кольчуги и шлема недёшево, но в год обязаны обеспечить воинов наивным доспехов и копьём, на второй щитом и шлемом, на третий чеканом и джитами, на четвёртый кольчугой. Десятник же должен им руководить и обучать. На каждый 20 дворов будут дополнительно 4 воинских и 10 воинов, на 40 дворов дополнительно 8 воинских и 20 воинов и тд…
Двором же именуется дом и прилегающая территория, в коем живут не более 10 человек. Вольным позволено сверху иметь 4 рабов.
Деревня, имеющая 50 обычных дворов имеет право на пробу открытия трактирного двора, при 100 дворов – рынок.
Каган Кыргиского Каганата, Тимурин ах Кергиз.
Указ о деревнях.
Деревней именуются поселение в двадцать дворов и сверху четыре воинских, один старосты, один лекарский и один кузнечных двор.
Повелеваю Возвести по Енисею 20 деревень, по Ангаре 20 и на Селенге 20. Вольных, что решивших осесть на земле на 2 года освободить от налогов с урожая. В случае недобора желающих начать выкуп рабов семьями и заселять ими деревнями.